ЗМЕНШЕННЯ МЕХАНІЧНИХ ВТРАТ В ОСНОВНИХ СПРЯЖЕННЯХ ДЕТАЛЕЙ ДИЗЕЛІВ МСГТ І АТТ ТРИБОТЕХНОЛОГІЯМИ ВІДНОВЛЕННЯ
Abstract
При вирішенні проблеми підвищення надійності дизелів мобільної сільськогосподарської і автотранспортної техніки важливим є зменшення механічних втрат в основних спряжень їх деталей. В роботі на основі впровадження триботехнологій відновлення (ТТВ) з використанням мідьвмісних присадок до моторних олив та обробкою їх потоками енергій електричного і магнітного полів досліджується це питання. Дано теоретичне обґрунтування трибоспряження "гільза циліндра-поршневе кільце" яке є ресурсовизначальним. Показано зміну в ньому режимів тертя при використанні ТТВ. Наведено теоретичний аналіз механічних втрат потужності на тертя в основних спряженнях дизеля. Стендовими випробуваннями підтверджено зменшення втрат потужності і поліпшення зовнішньої швидкісної характеристики дизеля ЯМЗ-236 при використанні ТТВ.
References
Путинцев С. В. Механические потери в поршневых двигателях / Электронное учебное издание. Учебное пособие по дисциплине "Специальные главы конструирование и САПР". Москва. МГТУ им. Н. Э. Баумана. 2011. 288 с.
Аулін В. В., Лисенко С. В., Кузик О. В. Трибофізичні основи підвищення надійності мобільної сільськогосподарської та автотранспортної техніки технологіями триботехнічного відновлення: монографія. Кіровоград. Видавництво Лисенко В. Ф. 2016. 304 с.
Беляев Ю. Н. Результаты стендовых испытаний автомобильного дизеля КамАЗ–740 с усовершенствованной смазочной системой // Улучшение эффективных, экологических и ресурсных показателей энергетических установок сельскохозяйственных тракторов и автомобилей. Сб. научных трудов СПГАУ. Санкт-Петербург. 1997. С. 119.
Кузьменко А. Г., Дыха А. В. Контакт, трение и износ смазанных поверхностей: монография. Хмельницкий. ХНУ. 2007. 344 с.
Аулин В., Замота Т., Лысенко С. Повышение эксплуатационной износостойкости деталей машин их триботехническим восстановлением и управлением процессами приработки // Motrol. Commission of Motorization and Energetics in Agriculture. 2016. Vol. 18. No 2. P. 89—96.
Аулін В. В., Лисенко С. В., Лівіцький О. М., Кузик О. В. Керування зносним станом деталей ДВЗ при триботехнічному відновленні з реалізацією ефекту самоорганізації // Вісник інженерної академії України. 2008. №1. С. 106—109.
Путинцев С. В., Сун Лисинь, Аникин С. А. Выбор зависимостей для расчета сил трения в основных сопряжениях двигателя внутреннего сгорания // ?звестия вузов. Машиностроение. 2002. № 4. С. 50—55.
Stanley R., Taraza D., Henein N. Simplified Friction Model of Piston Ring Assembly // SAE Techn. Pap. Ser. 1999. № 0974. 18 p.
Зорин В. А. Основы работоспособности технических систем: учебник для вузов. Москва. ООО "Магистр–Пресс". 2005. 536 с.
Канарчук В. Е. Адаптация материалов к динамическим воздействиям. Киев. Наукова думка. 1986. 264 с.
Меден А. ?. Распределение потерь в элементах шатунно-поршневой группы дизеля // Развитие комбинированных двигателей внутреннего сгорания. Москва. Машиностроение. 1974. С. 41—62.
Браун Э. Д., Буше H. A., Буяновский ?. А. Основы трибологии (трение, износ, смазка): учебник для технических вузов. Москва. Центр "Наука и техника". 1995. 778 с.
Блау П. Д. Модель приработки и других переходных процессов в трении скольжения // Проблемы трения и смазки. Труды американского общества инженеров-механиков. 1988. №2. С. 108—116.
Замота Т. Н., Аулин В. В. Управление процессами приработки основных сопряжений деталей машин при изготовлении и ремонте: монография. Кировоград. Лысенко В. Ф. 2015. 302 c.
Путинцев С. В., Аникин С. А., ?ванов О. В. Моделирование параметров динамики, гидродинамики и трибологии поршня двигателя внутреннего сгорания // Вестник МГТУ имени Н. Э. Баумана. Спец. вып. сер. «Машиностроение». 2007. С. 150—156.
Furuhama S., Takiguchi М. Measurement of piston frictional force in actual operating diesel engine // Int. Jalirb. Tribologie. 1981. №6. P. 737—742.
Путинцев С. В. Анализ режима трения деталей цилиндро-поршневой группы автомобильного дизеля // ?звестия вузов. Машиностроение. 1999.
№ 2–3. С. 65—68.
Downloads
Published
Issue
Section
License
Relationship between right holders and users shall be governed by the terms of the license Creative Commons Attribution – non-commercial – Distribution On Same Conditions 4.0 international (CC BY-NC-SA 4.0):https://creativecommons.org/licenses/by-nc-sa/4.0/deed.uk
Authors who publish with this journal agree to the following terms:
- Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.
- Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.
- Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).